Мы восстали из пепла, словно птица Феникс
На протяжении 26 лет, с мая 1994-го года в Бишкеке было подписано соглашение о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией, до 27-го сентября 2020-го года мы были больны, у нас был синдром побежденного. Да, время от времени мы пытались как-то оправдать потерю территорий тем что, руководство страны было буквально дилетантами, армии как таковой не было, армянам помогала, а может и вовсе воевала вместо нее, Россия. Но это все слова. Факты говорили другое, 20 процентов земель Азербайджана было оккупировано, десятки тысяч погибших, миллион беженцев и еще много других сложностей. Каждый азербайджанец от мала до велика чувствовал вину и ответственность за то, что в сердце его страны - городе Шуше танцуют, трапезничают и уничтожают нашу историю армяне, которых не то что лет 100 назад не было в этих краях, а возможно лет 200 назад вообще в истории не было. Просто их фальсификаторы, надо признать, просто асы в своем деле. Они настолько настойчивы в своих планах, что способны вписать дополнения в документы с тысячелетней историей, которые хранятся за семью замками в подвалах Ватикана. Но сейчас не об этом.
Мы более 30 лет почти каждый месяц года, а в некоторые месяцы даже дважды, в школах, университетах, на любом рабочем месте, на телевидении и на радио после минуты молчания слышали такие слова: Сегодня день оккупации Шушы, Лачина, Кялбяджара… Во время оккупации такого-то района было убито столько-то мирных жителей, разрушено столько-то памятников истории.
Слушая эти напоминания, мы обычно, наклонив голову, устремляли взгляд куда-то в пол. Старались не встречаться взглядами с друзьями, товарищами, сослуживцами. Потому что, каждый, кто считает себя азербайджанцем, чувствовал ответственность за оккупацию части Родины. Даже если он родился после 1994-го года.
Но все изменилось еще в 2016-м году, когда в начале апреля, всего за несколько дней наша доблестная армия освободила пару процентов оккупированных территорий. Но тут имел значение не масштаб освобожденных территорий , а сам факт, что армян не только нужно гнать с наших земель, но плюс ко всему и возможно. Несмотря на то, что армянская армия и сепаратисты укреплялись на оккупированных землях десятилетиями, строили железобетонные укрытия, способные выдержать прямые попадания ракет и снарядов, наша армия в апреле 2016-го доказала, что любовь к Родине способна уничтожить и не такие укрепления. Да, именно апрельские бои стали точкой, после которой мы вернули так необходимую нам веру в свои силы. Если быть честными, то даже со стороны было заметно, как изменилось отношение простых граждан к людям в военной форме. На них уже смотрели не как на побежденных, а 4 дня сражений и возвращение части оккупированных территорий, возвели армию на пьедестал. Нам нужна была эта небольшая победа, чтобы, поверив в свои силы, уверенным шагом идти к большой, окончательной победе. Все так и случилось. А Товузские бои, которые произошли летом 2020-го, убийство полевого генерала Полада Гашимова стало последней каплей. Уже не контролирующие свои чувства и эмоции люди хлынули на улицы, готовые голыми руками вернуть Карабах и перегрызть глотки сепаратистам за своего генерала. Но руководство страны прекрасно понимало, что в такой ситуации победит тот, кто будет действовать расчетливо и будет иметь четкий план действий, а не бросится сломя голову в бой, не зная, что его ожидает по ту сторону линии фронта. Что было потом - все знают. Историки и военные эксперты годами будут по винтику разбирать действия азербайджанской армии, пытаясь понять: как такое, возможно, что на протяжении 30 лет, строившие укрепления армяне, за 44 дня понесли больше потерь, чем азербайджанская армия, которая шла в атаку. Ведь по всем канонам войны,у нападающей стороны потерь всегда намного больше. Как удалось взять Шушу, которую можно было бы месяцами оборонять, одной лишь гаубицей и 10-ю солдатами? Вопросов у знатоков военного дела много. Но им не понять, как это стало возможно. Потому что в этой войне нашими военными двигала прежде всего неистовая , всепоглощающая, окрыляющая любовь к Родине, зов предков, желание отомстить за отцов, дедов, матерей, сестер, невинных детей кровь которых окрасили в алый цвет земли Карабаха. А то, что большинство, участвовавших в Отечественной войне военных вообще не видели Карабаха или же не помнят его, так как были малышами во время 1-ой Карабахской войны, доказывает одно: что любовь к Родине передается материнским молоком, и она живет в каждом из нас, несмотря на возраст, религию или национальность…
Д.Аскеров
Visiontv.az